Пресс релизы

II международный фестиваль военного кино им. Ю.Н.Озерова - пресса

Президент фестиваля, кинорежиссер, выпускник мастерской Юрия Озерова, Олег Урюмцев честно рассказал журналистам, что изначально проведение фестиваля задумывалось в Волгограде. Потому что последним фильмом Озерова был «Сталинград». Но там организаторов не встретили с распростертыми объятиями: для Волгограда такие фестивали не в диковинку. Тогда фестиваль немного «передвинули» по Волге. И он оказался в Чебоксарах. Здесь рассудили, что, несмотря на то, что в Чебоксарах нет собственного кинопроизводства, город в перспективе мог бы вполне стать центром военного кино. Фестиваль с эдакой перспективой поддержали на самом верху, в его проведение включились президентская администрация, министерство культуры и ГФИ по Чувашской республике.

В прошлом году фестиваль имел статус всероссийского.

Конкурсных работ, как и зрителей, набралось немного. Можно даже сказать, что по зрительской и по «пиарной» части первый фестиваль оказался на грани провала. Зато в жюри фестиваля заседали звезды советского кино Татьяна Конюхова и Анатолий Васильев.

В этом году организаторы провели в Подольске, а затем на Поклонной горе в Москве так называемое «Эхо Первого фестиваля военного кино». Там всяческих звезд собралось не в пример больше. «Малыми Золотыми Мечами» организаторы наградили целое созвездие: Михаила Ульянова, Ларису Голубкину, Василия Ланового, Николая Олялина, Алину Поровскую, кинооператора Игоря Слабневича. А третий фестиваль организаторы намереваются и вовсе провести в Москве, поскольку грядет 60-летие Победы. Поэтому нам от Третьего достанется лишь упомянутое «Эхо». Однако по уверениям фестивального президента, мероприятие в Москву насовсем не перекочует, поскольку Москва сыта фестивалями до полного не узнавания их в лицо.

В нынешнем году актуальность фестиваля трагическим образом вдруг подскочила на десятки градусов ввиду уже не локальных военных действий в Чечне, а чем-то невообразимым, грозящим уже каждому городу и первому ни о чем не подозревающему встречному.

Поэтому организаторам осталось лишь использовать ситуацию. Они даже воодушевились планами выйти на мировые просторы и охватывать уже не только Чебоксары, Саранск и Йошкар-Олу, как нынче, а города покруче, вроде Варшавы, Пекина и Нью-Орка. Фестиваль проходил под девизом «Через войну в кино – против войны в мире!».

В этом году на кинофорум прибыли кинематографисты из Белоруссии, Украины, Польши, Финляндии и Китая. В программе было 10 конкурсных фильмов, 4 премьерных показа, 5 фильмов для ретроспективы и большая программа документального кино.

Как ни просили их журналисты, организаторы не стали раскрывать интригу с фаворитами. Есть подозрение, что таковой интриги просто не существовало в природе. Председателем жюри объявили Людмилу Хитяеву. Из обещанных звезд кино приехали Юрий Назаров, Лариса Лужина и уже знакомые чебоксарцам Татьяна Конюхова и Анатолий Васильев. Молодые журналисты с трудом догадывались, что перед ними действительно звезды кино, некоторые из которых играли действительно в великих картинах. Даже сами организаторы фестиваля, говоря, например, о Юрие Назарове, еще на предварительной пресс-конференции для узнавания в массах называли лишь его роль в «Маленькой Вере». Как будто не было ни «Андрея Рублева», ни «Зеркала», ни «Кавказского пленника», ни «Земли Санникова». Что уж говорить о молодых телевизионщиках, подлетевших к двум чебоксарским дамам с веселым вопросом, «А кто из вас Людмила Хитяева?».

Кстати, самыми интересными на этом фестивале оказались не художественные фильмы, которые, к тому же, далеко не все новые или в эти же дни дублировались по центральным телеканалам, а работы режиссеров документального кино.

Премьерная фестивальная обойма документального телефильма состояля на этот раз из шести работ, участвующих в конкурсе. Это фильмы «Прямой путь» о роли русской армии в мировой истории, «Полуостров Даманский, 1969 год», история пограничного конфликта, едва не вылившегося в полномасштабную войну, «Тайна летчика Хрущева» о старшем сыне Никиты Сергеевича, «Папа» или «Золотая рыбка» академика Исанина» о жизни и смерти уникального корабля, «Обелиски. О них не упоминалось в сводках» об исчезнувшей погранзаставе и «Генеральский сынок» Евгения Кириченко, автора «Забытого полка».

В рамках фестиваля военного кино имени в институте культуры и искусств прошло несколько мастер-классов, которые будущим артистам давали приехавшие мэтры отечественного кино.

 Мысль, конечно, интересная. Провинциальных артстудентов, крайне нерегулярно бывающих в театральных и киноцентрах страны, это, безусловно, вдохновило. Однако, строго говоря, мастер классов как раз и не было. А были традиционные «встречи со зрителем», где советские знаменитости пели и читали стихи. Особо «поговорить» не было предусмотрено. Но по времени, ни по подготовке обеих сторон к такого рода встречам. Что очень печально с профессиональной точки зрения. В результате даже такой актер как Юрий Назаров, который мог бы рассказать лавину что называется «тарковских тонкостей» вынужден был петь какие-то военные частушки и читать «Зеленый шум».

Практически то же самое произошло с режиссерами, представлявшими свои фильмы. Чебоксары для таких суперменов от режиссуры, как Николай Хотиненко или Николай Досталь представляются чем-то хуже Чукотки. Впрочем, организация встреч это явно подтверждала.

Например, представление фильма «Штрафбат» происходило фактически после окончания его демонстрации по Российскому телевидению.

На фестивальный показ привезли не дайджест одиннадцатисерийного телевизионного фильма, а лишь первые две серии. Причем очень сомнительного, чуть ли не пиратского, качества, чем очень удивили самого режиссера.

На сцену холодного ДК «Салют», с организованно приведенными на показ школьниками, свистящими и галдящими при каждом удобном случае, простуженный Досталь вышел без большого энтузиазма. Говорил дежурные фразы о случайно попавшем ему в руки сценарии Володарского и цитировал хрестоматийное из Астафьева, как мы выиграли войну «мясом». Его порадовало восхищенье одних и вызвала недоумение критика других. Хотя разделение голосов при обсуждении фильма на тему практически непрочитанных нашим искусством страниц истории вполне понятна. Фильм Досталя о штрафных батальонах хоть и не стыдный, как многие сегодняшние «фильмы о главном», но сделанный по всем правилам современного, как сейчас говорят, телемейнстрима, он даже не приблизился к таким откровениям, как «Проверки на дорогах», кстати, того же Володарского, не говоря уже о «Лапшине» или «Хрусталеве». Одна из зрительниц спросила Николая Досталя о ПФЛ-ах, и он, такой конфуз, не знал, что это такое. Ну не хватило у авторов времени докопаться до страшных истин времени фильтрационных лагерей. А вот рейтинг повыше «Бригады» им очень дорог.

Итоги II Международного фестиваля военного кино.

Гран-при, «Золотой меч», среди художественных картин получил фильм «72 метра», среди документальных – «На сопках Маньчжурии». Лучшим режиссером признан Александр Цацуев за фильм «Егерь», а оператором Сергей Бондарев за «Неслужебное задание». Обладателями «Золотого меча» за главные роли стали Игорь Лифанов («Егерь») и Светлана Ходченкова («Благословите женщину»). Лучшим зарубежным фильмом признана работа польских кинематографистов «Божьи крохи». Но самый большой урожай призов собрал «Штрафбат». Он получил «Золотые мечи» как лучший телевизионный художественный фильм, а также за лучший сценарий (Эдуард Володарский). Диплома жюри за исполнение роли комбата Твердохлебова удостоился Алексей Серебряков.

К слову, очень честный фильм Германа-младшего «Последний поезд» прошел совершенно незамеченным.

«Культурная Столица Поволжья» - http://www.culturecapital.ru/capitals/cheboksary/75/

4 - 10 октября